Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

"Новая Россия" в Филармонии исполнит "Кармину Бурану"

Четверг, 31 марта 2011

ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 18 апреля 2011 года, в понедельник в Концертном зале имени Чайковского в своём абонементе Государственный симфонический оркестр “Новая Россия” выступит под управлением Александра Сладковского. Художественный руководитель – главный дирижёр Юрий Башмет.
В концерте принимает участие Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова. Художественный руководитель – Геннадий Дмитряк
Солисты: Александр КНЯЗЕВ (виолончель), солисты оперных театров Москвы

В программе:
- РАЙХЕЛЬСОН – Концерт для виолончели с оркестром (2010, посвящается Александру Князеву, мировая премьера)
- ОРФ – Carmina burana (“Бойренские песни”) (1936, сценическая кантата на средневековые тексты для солистов, хора и оркестра)

Александр Сладковский занимал пост главного дирижёра Капеллы Санкт-Петербурга, являлся дирижёром Государственного симфонического оркестра “Новая Россия”, а с 2010 года стал художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Как приглашённый дирижёр А.Сладковский сотрудничает с Госоркестром имени Светланова, БСО имени Чайковского, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Дрездена, Москвы, Новосибирска, Белграда, оркестрами Санкт-Петербург камерата, Symphonica-Siciliana (Италия), симфоническим оркестром Нижней Саксонии (Германия), оркестром Будапештской Национальной оперы. А.Сладковский – признанный авторитет в области исполнения современной музыки. В его репертуаре произведения крупнейших авторов современности, он постоянно сотрудничает с Александром Чайковским – композитор доверяет ему премьеры своих новых сочинений, а в Казани дирижёр является художественным руководителем фестиваля музыки Софии Губайдулиной.

Одним из ключевых произведений в музыке XX века стала кантата “Кармина Бурана” (Carmina Burana) Карла Орфа. “Кармина Бурана” – сборник средневековой поэзии, найденный в 1803 году в баварском монастыре Бенедиктбойерн, и название книги в переводе значит: “Песни Бойерна”. Сборник, написание которого датируют 1230-м годом, составлен из 228 стихотворений и по сей день является крупнейшим собранием поэзии вагантов. Карл Орф узнал о сборнике из косвенного источника, прочитав антологию Джона Саймондса “Вино, женщины и песни”, представляющую собой перевод 46 стихотворений из “Кармины Бураны”, которые произвели на композитора сильнейшее впечатление. Уже в процессе работы, Орф решил обратиться к оригинальным текстам и выбрал стихи, посвящённые вечным темам: о непостоянстве счастья, хрупкости жизни, о возвращении весны и радости; а также высмеивающие пьянство, обжорство, пристрастие к азартным играм и похотливость. Примечательно, что одновременно с сочинением музыки, Орф разработал концепцию драматического сопровождения, в котором каждая музыкальная часть сопровождалась танцевально-мимическим действием на сцене.

Изначально сочинение задумывалось как некое театральное действо с хореографическим произведением, со световыми и изобразительными эффектами, но в наши дни “Кармина Бурана” обычно исполняется в концертных залах филармоний как академическое кантатно-ораториальное сочинение. Однако, и при таком воспроизведении, кантата производит сильнейшее впечатление своей первозданной энергетикой, невероятным эмоциональным накалом и оригинальностью тематизма, ставшего своеобразным экскурсом в музыкальную историю благодаря объединению массы выразительных средств, от средневековых религиозных монодий и старинных напевов, до авангардных принципов конструкции, мощного симфонического звучания и новейших приёмов инструментовки. Всё это объясняет то влияние, которое “Кармина Бурана” оказала на современную музыку, причём не только академическую. Ремейки на завораживающую тему начального хора “О, Фортуна” созданы представителями масс-культуры, среди которых наиболее известны композиции групп “Enigma” (альбом “The Screen Behind the Mirror”), “Еrа” (альбом “The Mass”) и “Therion” (альбом “Deggial”). И даже в рекламных роликах и звонках мобильных телефонов мы, порой даже не отдавая себе в этом отчёта, слышим неумолимый ритм поступи заглавной темы “Кармины Бураны”, символизирующей фатальное вращение колеса фортуны.

Совместно с виолончелистом Александром Князевым оркестр “Новая Россия” под управлением Александра Сладковского впервые исполнит Концерт для виолончели с оркестром современного композитора Игоря Райхельсона. Уроженец Ленинграда (Санкт-Петербурга) Игорь Райхельсон с 1979 года живёт в Нью-Йорке. Музыкант начинал свою деятельность как пианист, организовав джаз квартет “Восходящие звезды”, который много гастролировал по Советскому Союзу. После переезда в США И.Райхельсон выступал и как классический пианист, и продолжал сотрудничать с джазовыми музыкантами, результатом чего стал ряд произведений, сочетающих академическую стилистику с приёмами джазовых композиций. Обращаясь к классическим жанрам, композитор тяготеет к стилистике неоромантизма. Многие из своих опусов, как джазовых, так и академических, автор исполняет сам в ансамблях с ведущими музыкантами современности. Так, многолетнее сотрудничество, результатом которого стало написание целого ряда сочинений симфонических и концертных жанров, связывает композитора с Юрием Башметом и возглавляемым им ансамблем “Солисты Москвы”, саксофонистом Игорем Бутманом и его Big Band Jazz Orchestra. Специально для пианиста Бориса Березовского А.Райхельсон создал Концерт для фортепиано с оркестром, для кларнетиста Юлия Милкиса – Концерт для кларнета с оркестром. Работа над виолончельным концертом – не первый опыт сотрудничества Александра Князева с композитором. Виолончелист обращался к исполнению камерных сочинений Райхельсона, которого Князев считает настоящим романтиком. “Для нашего времени музыка Райхельсона по-настоящему романтична, она вызывает сильные эмоции”, – считает Князев. “На мой взгляд, такая эмоциональная открытость – очень важное и редкое сейчас качество, которого мне недостаёт в современном искусстве. Я довольно часто получаю партитуры новых сочинений, однако, практически не исполняю авангардных опусов, потому что эта музыка меня не трогает. А стиль Райхельсона мне нравится, и я рад, что музыку этого композитора сейчас часто исполняют”. Как и многие свои инструментальные концерты, созданные композитором специально для конкретных солистов и посвящённые своим первым исполнителям, Концерт для виолончели с оркестром И.Райхельсон посвятил его первому исполнителю – Александру Князеву.

Агентство “Ореанда-Новости” является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.

Источник: “Ореанда-Новости”: последние новости культуры