Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » В Мире

Юнг Чил Ли продирижирует заключительным "Романтическим концертом"

Четверг, 31 марта 2011

ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  21 апреля 2011 года, четверг в Концертном зале имени Чайковского состоится заключительный концерт абонемента “Романтические концерты”.

Исполнители: Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Дирижёр – Юнг Чил ЛИ (Корея).
Солист – Александр КНЯЗЕВ (виолончель).
В программе:
- ДЮКА – “Ученик чародея”, симфоническое скерцо (1897)
- ШТРАУС – “Дон Кихот” – симфоническая поэма (фантастические вариации на рыцарскую тему для солирующих виолончели и альта с оркестром) (1897)
- ДВОРЖАК – Увертюра “Карнавал”, соч. 92 (1892)
- ЭЛГАР – Концерт для виолончели с оркестром ми минор, соч.85 (1919)

Как следует из названия, главное место в программах цикла отводится музыке романтической эпохи. Финальный вечер абонемента включает два выдающихся образца концертного жанра позднего романтизма Рихарда Штрауса и Эдуарда Элгара. Их исполнения предваряется очаровательными симфоническими миниатюрами. Симфонические скерцо Поля Дюка – юмористическая зарисовка, основанная на сюжете баллады Гёте о незадачливом ученике волшебника, который решил управлять духами природы, едва выучив несколько заклинаний. Появившийся вовремя чародей спасает подмастерье от бесчинств взбесившейся метлы, которую начинающий кудесник так неумело оживил. “Карнавал” Дворжака – средняя часть цикла, имеющего общее название “Природа, Жизнь и Любовь”. Увертюры цикла имеют и собственные названия: “В природе”, “Карнавал”, “Отелло”. Каждая из частей олицетворяет одну из основополагающих сторон мироздания. Название первой части говорит само за себя, финал посвящён теме любви, а средняя часть трилогии – “Карнавал” – повествует о радостях жизни.

И всё же главным в этой, заключительной программе “Романтических концертов” является концертный жанр – каждое отделение включает концертный опус для виолончели с оркестром. Замысел выстраивать программы столь нестандартно был подсказан и уже опробован ранее в других филармонических выступлениях солистом нынешнего концерта – виолончелистом Александром Князевым. Идея оказалась успешной, и финальный вечер “Романтических концертов” станет очередным “моно-концертом” Князева. Впрочем, такой “культ личности” вполне сочетается с романтической эстетикой, в которой главное место отводится возвышенным порывам художника и поискам его идеала. Недаром романтическая эпоха породила целую плеяду гениальных солистов, от Паганини и Листа, до Крейслера и Рахманинова.

Для ценителей виолончельного искусства во всём мире Александр Князев не нуждается в особом представлении. Однако, не всем известно, что завоевавший всемирное признание как виолончелист экстра-класса, Александр Князев ещё и успешно выступает как органист, а также является автором целого ряда интереснейших переложений для виолончели различного скрипичного и альтового репертуара. Как правило, музыка, написанная изначально для других струнных, в переложении для виолончели ставит ещё более высокие задачи перед исполнителем, чем самый сложный оригинальный виолончельный репертуар. Князев создаёт смелые виолончельные переложения самых виртуозных скрипичных, альтовых концертов и блестящих сольных пьес. Возможно, в будущем эти переложения войдут в репертуар исполнителей, однако пока из-за их повышенной сложности и необычности исполнительских приёмов переложения Князева – эксклюзивный репертуар своего создателя.

“Моя работа над переложениями – это стремление расширить виолончельный репертуар”, – признаётся А.Князев. “Однако, я никогда не буду обращаться к переложениям фортепианной музыки, у неё своя специфика, а природа всех струнных – едина. Среди моих переложений – практически вся альтовая музыка концертных жанров (пожалуй, исключения лишь Концерт для альта с оркестром Бартока и Концерт для скрипки и альта с оркестром Бриттена). Иногда мне становится жаль, что я не скрипач и не могу сыграть то, что написано для скрипки. Не могу не из-за сложности, хотя при создании переложения для меня важнейший принцип, чтобы по сравнению с оригиналом, мой вариант звучал не хуже, чтобы не пропало ни одной ноты и не было никакого упрощения. К целому ряду скрипичных произведений я не буду обращаться из эстетических соображений. Например, “Рондо-Каприччиозо” Сен-Санса некоторые играют на виолончели, но воспринимается это неестественно, потому что эта вещь Сен-Санса – истинно скрипичная музыка, которая не прозвучит ни на одном другом инструменте. А, к примеру, камерная музыка Брамса или Шуберта меня очень интересует в качестве материала для переложений. Я очень рад, что мои идеи по расширению репертуара поддерживают другие виолончелисты, начиная играть мои переложения”.

Ещё одно необычное для солиста-инструменталиста амплуа музыканта – органное исполнительство. К игре на органе Князев обратился во время вынужденного перерыва в виолончельной карьере: свыше двух десятилетий назад музыкант попал в страшную автокатастрофу, получив тяжелейшие травмы. И когда врачи наперебой твердили о конце карьеры музыканта, виолончелист освоил игру на “короле инструментов” – органе. Вот уже более 20-ти лет Князев с успехом выступает как органист. В органном репертуаре фаворит артиста – И.С. Бах, исполнитель даже признаётся: “Меня вылечил Бах”. Проявив невероятную силу воли и выдержку, Князев вернулся к игре на виолончели, и занял прочное место на вершине музыкального Олимпа.

За дирижёрским пультом оркестра Московской филармонии – один из наиболее ярких и востребованных мастеров дирижёрского искусства из Южной Кореи Юнг Чил Ли.

“Дон Кихот” – один из наиболее ярких образцов программного симфонизма Р.Штрауса. Написанные по мотивам романа М. Сервантеса “Дон Кихот Ламанчский”, эти “фантастические вариации” (так сам композитор определил жанр в подзаголовке) с элегантным остроумием и юмором, использованием множества забавных звукоизобразительных приёмов повествует о приключениях Дон Кихота. Главный герой охарактеризован сольной партией виолончели, из-за главенства и насыщенности которой это сочинение и причисляют к образцам виолончельного концерта. Картины подвигов рыцаря: битва с ветряными мельницами, сражение со стадом баранов, стычка с колдуном и поединок с “рыцарем Белой Луны”, – соседствуют с разговором Дон Кихота и Санчо Пансы (его голос символизирует солирующий в оркестре альт), а лирическим центром становится эпизод встречи рыцаря с мнимой Дульсинеей (показанной оркестровым соло скрипки).

Концерт для виолончели с оркестром (1919) Элгара – наиболее известное и часто исполняемое произведение композитора, в полной мере раскрывающее масштабы дарования композитора. Благодаря характерности мелодий и красоте звучания, покоряющей пышностью оркестровки, виолончельный концерт Элгара по праву причисляют к лучшим образцам концертного жанра.

Агентство “Ореанда-Новости” является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.

Источник: bigbord.net – портал здоровой информации!