Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

НФОР открывает абонемент "Русская музыка"

Воскресенье, 29 января 2012

ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  30 января 2012 года в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского Национальный филармонический оркестр России (художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Спиваков, дирижёр – Александр Лазарев) даст концерт в рамках абонемента №63 “Русская музыка”.

В программе концерта прозвучат сочинения Глазунова – Сюита из музыки балета “Раймонда” и Прокофьева – Симфония №6 (редакция Н. Корндорфа).

Музыка русских композиторов занимает важнейшее место в репертуаре Национального филармонического оркестра России. НФОР постоянно исполняет в своей стране и за рубежом программы, представляющие отечественную классику – как с приглашёнными дирижёрами, так и со своим художественным руководителем Владимиром Спиваковым. А первый концерт оркестра в октябре 2003 года, состоявшийся в только что открытом Московском международном Доме музыки, включал Концерт №1 для фортепиано с оркестром и Четвёртую симфонию Чайковского.

В абонемент НФОР “Русская музыка” сезона 2011-2012 войдут не сверхпопулярные, везде исполняемые и входящие в репертуар любого оркестра произведения русских композиторов, а шедевры русской классики, которые звучат гораздо реже, чем того заслуживают. Выбирая репертуар для абонемента, посвящённого русской музыке, НФОР в немалой степени руководствовался просветительскими принципами: оркестр Спивакова и дирижёры, приглашённые для участия в абонементе, стремились представить публике произведения, сегодня исполняемые несправедливо редко или недооценённые на фоне других сочинений своих авторов. В первом концерте цикла к таким, бесспорно, относится сюита из музыки балета Глазунова “Раймонда”, сделанная самим автором.

Будучи по природе композитором-симфонистом и отводя основное место в своём творчестве крупным оркестровым сочинениям, Глазунов продолжил начатую Чайковским симфонизацию балета, благодаря которой музыка в танцевальных спектаклях стала носить не прикладную а важнейшую драматургическую роль. Полная интересных композиционных решений и прекрасных мелодий, музыка балета имеет все основания на самостоятельную, концертную жизнь. Традицию давать балетной музыке вторую, симфоническую жизнь на концертной сцене заложил Чайковский. Продолжил – Глазунов, Прокофьев, а уже в новой истории – Шнитке и Щедрин.

Незаслуженно мало звучат в нынешнее время симфонии Прокофьева. Шестая – предпоследняя симфония композитора и одна из наиболее монументальных. Эпична её тематика: написанная в конце 40-х годов, образный ряд Шестой симфонии связан с военной тематикой. О своей музыке этого времени сам композитор писал: “Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства”. Сегодня, читая такие высказывания, понимаешь их формальность, но тогда всем, кого обходили стороной аресты и репрессии, приходилось забывать о принципах и прогибаться под власть. Такие сделки с собственной совестью для творческих людей были особенно тяжелы. И даже те произведения, которые сами авторы посвящали военной трагедии, неминуемо затрагивали гнетущие переживания, связанные с ужасами сталинского режима. Трагическая обречённость пронизывает и Шестую симфонию, хотя и в ней, как всегда у Прокофьева, слух радуют множество оригинальных находок и колоритных оркестровых звучаний.

Важнейшим компонентом в формировании программ “русского” абонемента НФОР стал выбор дирижёров. Спиваков, дирижируя только одним концертом цикла, для участия в других выступлениях со своим НФОР пригласил таких дирижёров, которые зарекомендовали себя как высококлассные интерпретаторы в первую очередь именно русской музыки.

Александр ЛАЗАРЕВ с 1987 по 1995 гг. был художественным руководителем и главным дирижёром Большого театра. Период его руководства Большим театром отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио (1989), театре Ла Скала в Милане (1989), на Эдинбургском фестивале (1990-1991) и Нью-Йоркском театре Метрополитен-опера (1991). В годы работы Лазарева в Большом, в репертуаре театра важнейшее место занимала русская музыка. Дирижёр осуществил постановки опер “Жизнь за царя” Глинки, “Снегурочка”, “Млада”, “Сказка о царе Салтане” и “Ночь перед Рождеством” Римского-Корсакова, “Игрок” и “Повесть о настоящем человеке” Прокофьева, “Орлеанская дева” Чайковского, “Князь Игорь” Бородина, “Скупой рыцарь” и “Алеко” Рахманинова, “Зори здесь тихие” Молчанова, “Похищение Луны” Тактакишвили; балетов “Чайка” и “Дама с собачкой” Щедрина. Несколько постановок театра – “Жизнь за царя” Глинки, “Орлеанская дева” Чайковского, “Млада” Римского-Корсакова – были записаны на видео, а оркестр театра осуществил множество записей для фирмы Erato, включая такие эпохальные сочинения русского симфонизма, как Вторая симфония Рахманинова и Восьмая симфония Шостаковича. В последние годы Лазарев работал как постоянный приглашённый дирижёр Лондонского оркестра Philharmonia и оркестра Санкт-Петербургской филармонии, выступая с этими коллективами в Лондоне, Париже и Вене. В 2008 он стал главным дирижёром Японского филармонического оркестра. Постоянное сотрудничество в течение последних пять лет связывает дирижёра и с Национальным филармоническим оркестром России, с которым дирижёр выступает ежегодно.

Агентство “Ореанда-Новости” является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.

Источник: “Ореанда-Новости”: последние новости культуры